Исторические вехи и современные тенденции

Потребность в средствах торможения возник­ла в незапамятные времена вслед за изобретением колеса. Но долгое время, пока транспортные средства были на конной тяге, для торможения телег не требовалось чего-то уникального. Рычаг, прижимаю­щий к ободу колеса простейшую накладку, справлялся с постав­ленной задачей. Только после того как появились паровые двигатели и двигатели внутрен­него сгорания, оказалось, что для того, чтобы ездить быстро, нужны хорошие тормоза.

Исторические вехи и современные тенденцииХоро­шим тормозам потребовались совершенно иные фрикционные материалы. Первый композит­ный фрикционный материал еще в 1897 г. разрабатывает Herbert Frood в английском городке Chapel и основывает его про­изводство иод маркой Ferodo в Англии. Необходимость тормозов породила изобретательный бум, в котором компания Ferodo сыграла очень заметную роль.

Но довольно быстро автомо­бильный мир пришел к двум конструктивным исполнениям тормозных механизмов: бара­банным и дисковым. Вначале автопроизводители практиче­ски поголовно использовали в своих автомобилях барабанные тормоза. Они казались более простыми и позволяли первое время обходиться без гидрав­лики. Но постепенно легковое автомобилестроение перешло на более эффективные дисковые механизмы.

Дисковый тормоз родился в Англии. Его запатентовала все та же компания Ferodo еще в 1902 г. Спустя 20 лет был запатентован первый гидравлический тормоз. Тогда идея дискового тормоза получила логическое завер­шение, что позволило в 1926 г. выпустить первый серийный автомобиль, оснащенный дис­ковыми тормозами. Дальше дисковый тормоз медленно, но верно завоевал себе место в подавляющем боль­шинстве легковых автомобилей мира. А компания Ferodo, на­ходясь на острие технического прогресса, продолжала разра­батывать фрикционные смеси, оптимизировать технологию и конструкцию колодки, доведя ее до полного совершенства.

Так, например, пока не знали о вредном воздействии на здоровье, основным компонен­том фрикционных смесей был природный асбест. Компания Ferodo первой среди разработ­чиков фрикционных материалов, еще за 16 лет до официального запрета использования асбеста в составе фрикционных матери­алов колодок в странах Европы, полностью отказалась от этого материала. Раньше других Ferodo исклю­чила тяжелые металлы из соста­ва фрикционных материалов. В связи с грядущими европейски­ми законодательными ограниче­ниями по использованию меди в составе фрикционных матери­алов Ferodo уже разработала и предлагает колодки и накладки с нулевым или пониженным со­держанием меди.

Свойства каждого из ис­ключаемых из состава мате­риалов уникальны, поэтому заменять их приходится не на один какой-то другой состав, а только на сбалансированный комплекс нескольких новых продуктов. Поэтому количе­ство компонентов, входящих в современную рецептуру, постоянно растет.

Сегодня бренд Ferodo при­надлежит Federal Mogul. Эта компания, обладая крупнейшей научно-исследовательской базой и современными произодствами, расположенными вблизи важнейших автосбо­рочных предприятий, продол­жает и закрепляет на современ­ном технологическом уровне традиции известнейшего брен­да. Ferodo — это бренд изде­лий иремиум-класса, главное качество фрикционных смесей которого — достижение опти­мального значения коэффи­циента трения и обеспечение стабильности его величины (предсказуемость торможения), несмотря на одновременное воздействие множества фак­торов: высокой температуры, изменения взаимной скорости перемещения фрикционных элементов, влаги, солевого рас­твора… наряду с бесшумной работой тормозного механизма и заданной долговечностью тормозных дисков.

Благодаря разработке уникаль­ных фрикционных смесей, отве­чающих любым целям и задачам, которые нужны производителям автомобилей, Ferodo занимает лидирующие позиции в постав­ках своих колодок на конвейеры мировых автопроизводителей. Однако технология сборки автомобилей тоже изменилась.

На конвейере предпочитают устанавливать все более и более крупные узлы: тормозную си­стему в сборе или даже целиком подвеску вместе с тормозами. Разработкой, производством и сборкой тормозной системы перед отправкой на конвейер занимаются специализирован­ные компании, которые, в свою очередь, заказывают и приобре­тают колодки у фирм — произво­дителей фрикционных мате­риалов. Производство сейчас устроено так, что приобретаемые и устанавливаемые в тормозные механизмы колодки маркируют брендом производителя тормоз­ных систем. Поэтому одни и те же колодки Ferodo, поставляе­мые на вторичный рынок и стоящие в автомобиле, сошедшем с конвейера, могут иметь лишь одно отличие — маркировку.

Автомобиль меняется очень быстро, но, несмотря на консер­вативность конструкции его от­дельных компонентов, эволюция тормозных систем и колодок, как их составляющих, видна нево­оруженным глазом. Главной задачей разработчи­ков во все времена было, есть и будет обеспечение надежного, эффективного торможения ав­томобиля любой массы с любой скорости. Наряду с этим, никак не умаляя значения надежности и безопасности, в последнее вре­мя наметилось несколько новых тенденций в «тормозостроении».

• Многообразность тормозных элементов. Несмотря на то, что количество платформ, приме­няемых автомобилестроителя­ми, уменьшается, наблюдается заметный рост разновидностей тормозных механизмов. Причи­на, в общем-то, понятна — один и тот же тормозной механизм не в состоянии обеспечить надлежащую эффективность тормозов автомобилей различ­ных назначений, видов, массы, темперамента… пусть даже и выпущенных на одной платфор­ме. Поэтому очень быстро растет число выпускаемых товарных единиц компонентов тормозных систем. Что заставляет произво­дителя быть очень гибким, обе­спечивая разработку элементов тормозных систем как для вновь проектируемых автомобилей, так и для быстрого обеспечения вторичного рынка все возраста­ющей номенклатурой изделий.

• В связи с более широким распространением гибридов и электромобилей потребовался совершенно другой фрикцион­ный материал. Колодка у автомобилей с тормозной системой с частичной рекупераций кинетической энергии в электрическую для иодзаряда аккумулятора служит дольше, и на протяжении всего срока службы она должна оставаться очень «тихой».  Для обеспечения большего комфорта автопроизводители требуют снизить неподрессоренную массу автомобиля. Для этого стали использовать суппорты меньшего веса и габарита. Но такие суппорты предъявляют более серьезные требования к отводу тепла. Значит, нужна колодка с повышенной теплоизо­ляцией и термостойкостью. Стояночный привод с электроприводом потребовал из­менения конструкции колодки.

После запрета на использова­ние во фрикционных материалах меди в некоторых штатах США автопроизводители стали требовать отсутствия меди в колодках вновь разрабатываемых автомобилей. Лидер должен быстро и правильно реагировать на формирующиеся тенденции на рынке. Поэтому Federal Mogul уже выпустила совершенно новую серию колодок Ferodo Eco-Friction, полностью отвечаю­щую не только уже изложенным (последним четырем из приведен­ного списка) тенденциям, но и ряду направлений развития, которые только предугадываются к возникновению в будущем. Наряду с уже известными сериями Ferodo Premier (ОЕ-качество), Ferodo ThermoQuiet (с повышенной демпфирующей способностью) и Ferodo DS Perfomance (для любителей актив­ной езды) продукция компании обеспечивает покрытие более чем 95% автопарка страны и отвечает всем требованиям автовладель­цев, стремящихся использовать колодки с совершенными характеристиками.