Потребность в средствах торможения возникла в незапамятные времена вслед за изобретением колеса. Но долгое время, пока транспортные средства были на конной тяге, для торможения телег не требовалось чего-то уникального. Рычаг, прижимающий к ободу колеса простейшую накладку, справлялся с поставленной задачей. Только после того как появились паровые двигатели и двигатели внутреннего сгорания, оказалось, что для того, чтобы ездить быстро, нужны хорошие тормоза.
Хорошим тормозам потребовались совершенно иные фрикционные материалы. Первый композитный фрикционный материал еще в 1897 г. разрабатывает Herbert Frood в английском городке Chapel и основывает его производство иод маркой Ferodo в Англии. Необходимость тормозов породила изобретательный бум, в котором компания Ferodo сыграла очень заметную роль.
Но довольно быстро автомобильный мир пришел к двум конструктивным исполнениям тормозных механизмов: барабанным и дисковым. Вначале автопроизводители практически поголовно использовали в своих автомобилях барабанные тормоза. Они казались более простыми и позволяли первое время обходиться без гидравлики. Но постепенно легковое автомобилестроение перешло на более эффективные дисковые механизмы.
Дисковый тормоз родился в Англии. Его запатентовала все та же компания Ferodo еще в 1902 г. Спустя 20 лет был запатентован первый гидравлический тормоз. Тогда идея дискового тормоза получила логическое завершение, что позволило в 1926 г. выпустить первый серийный автомобиль, оснащенный дисковыми тормозами. Дальше дисковый тормоз медленно, но верно завоевал себе место в подавляющем большинстве легковых автомобилей мира. А компания Ferodo, находясь на острие технического прогресса, продолжала разрабатывать фрикционные смеси, оптимизировать технологию и конструкцию колодки, доведя ее до полного совершенства.
Так, например, пока не знали о вредном воздействии на здоровье, основным компонентом фрикционных смесей был природный асбест. Компания Ferodo первой среди разработчиков фрикционных материалов, еще за 16 лет до официального запрета использования асбеста в составе фрикционных материалов колодок в странах Европы, полностью отказалась от этого материала. Раньше других Ferodo исключила тяжелые металлы из состава фрикционных материалов. В связи с грядущими европейскими законодательными ограничениями по использованию меди в составе фрикционных материалов Ferodo уже разработала и предлагает колодки и накладки с нулевым или пониженным содержанием меди.
Свойства каждого из исключаемых из состава материалов уникальны, поэтому заменять их приходится не на один какой-то другой состав, а только на сбалансированный комплекс нескольких новых продуктов. Поэтому количество компонентов, входящих в современную рецептуру, постоянно растет.
Сегодня бренд Ferodo принадлежит Federal Mogul. Эта компания, обладая крупнейшей научно-исследовательской базой и современными произодствами, расположенными вблизи важнейших автосборочных предприятий, продолжает и закрепляет на современном технологическом уровне традиции известнейшего бренда. Ferodo — это бренд изделий иремиум-класса, главное качество фрикционных смесей которого — достижение оптимального значения коэффициента трения и обеспечение стабильности его величины (предсказуемость торможения), несмотря на одновременное воздействие множества факторов: высокой температуры, изменения взаимной скорости перемещения фрикционных элементов, влаги, солевого раствора… наряду с бесшумной работой тормозного механизма и заданной долговечностью тормозных дисков.
Благодаря разработке уникальных фрикционных смесей, отвечающих любым целям и задачам, которые нужны производителям автомобилей, Ferodo занимает лидирующие позиции в поставках своих колодок на конвейеры мировых автопроизводителей. Однако технология сборки автомобилей тоже изменилась.
На конвейере предпочитают устанавливать все более и более крупные узлы: тормозную систему в сборе или даже целиком подвеску вместе с тормозами. Разработкой, производством и сборкой тормозной системы перед отправкой на конвейер занимаются специализированные компании, которые, в свою очередь, заказывают и приобретают колодки у фирм — производителей фрикционных материалов. Производство сейчас устроено так, что приобретаемые и устанавливаемые в тормозные механизмы колодки маркируют брендом производителя тормозных систем. Поэтому одни и те же колодки Ferodo, поставляемые на вторичный рынок и стоящие в автомобиле, сошедшем с конвейера, могут иметь лишь одно отличие — маркировку.
Автомобиль меняется очень быстро, но, несмотря на консервативность конструкции его отдельных компонентов, эволюция тормозных систем и колодок, как их составляющих, видна невооруженным глазом. Главной задачей разработчиков во все времена было, есть и будет обеспечение надежного, эффективного торможения автомобиля любой массы с любой скорости. Наряду с этим, никак не умаляя значения надежности и безопасности, в последнее время наметилось несколько новых тенденций в «тормозостроении».
• Многообразность тормозных элементов. Несмотря на то, что количество платформ, применяемых автомобилестроителями, уменьшается, наблюдается заметный рост разновидностей тормозных механизмов. Причина, в общем-то, понятна — один и тот же тормозной механизм не в состоянии обеспечить надлежащую эффективность тормозов автомобилей различных назначений, видов, массы, темперамента… пусть даже и выпущенных на одной платформе. Поэтому очень быстро растет число выпускаемых товарных единиц компонентов тормозных систем. Что заставляет производителя быть очень гибким, обеспечивая разработку элементов тормозных систем как для вновь проектируемых автомобилей, так и для быстрого обеспечения вторичного рынка все возрастающей номенклатурой изделий.
• В связи с более широким распространением гибридов и электромобилей потребовался совершенно другой фрикционный материал. Колодка у автомобилей с тормозной системой с частичной рекупераций кинетической энергии в электрическую для иодзаряда аккумулятора служит дольше, и на протяжении всего срока службы она должна оставаться очень «тихой». Для обеспечения большего комфорта автопроизводители требуют снизить неподрессоренную массу автомобиля. Для этого стали использовать суппорты меньшего веса и габарита. Но такие суппорты предъявляют более серьезные требования к отводу тепла. Значит, нужна колодка с повышенной теплоизоляцией и термостойкостью. Стояночный привод с электроприводом потребовал изменения конструкции колодки.
После запрета на использование во фрикционных материалах меди в некоторых штатах США автопроизводители стали требовать отсутствия меди в колодках вновь разрабатываемых автомобилей. Лидер должен быстро и правильно реагировать на формирующиеся тенденции на рынке. Поэтому Federal Mogul уже выпустила совершенно новую серию колодок Ferodo Eco-Friction, полностью отвечающую не только уже изложенным (последним четырем из приведенного списка) тенденциям, но и ряду направлений развития, которые только предугадываются к возникновению в будущем. Наряду с уже известными сериями Ferodo Premier (ОЕ-качество), Ferodo ThermoQuiet (с повышенной демпфирующей способностью) и Ferodo DS Perfomance (для любителей активной езды) продукция компании обеспечивает покрытие более чем 95% автопарка страны и отвечает всем требованиям автовладельцев, стремящихся использовать колодки с совершенными характеристиками.